Образовательные стандарты

Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — 
совокупность требований, обязательных при реализации основных 
образовательных программ начального общего, основного общего, 
среднего (полного) общего, начального профессионального, 
среднего профессионального и высшего профессионального образования 
образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. 
К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, 
применялось название «Государственные образовательные стандарты». 
До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой 
ступени общего образования и специальности (направления подготовки) 
профессионального образования, в рамках общего государственного 
образовательного стандарта применялись государственные требования 
к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени
образования и специальности.

Цели ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

Структура ФГОС

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Реализация ФГОС в образовательном процессе

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, перечень предметов, изучаемых в рамках ООП, компетенций, приобретаемых в результате освоения ООП и каждого включенного в нее предмета, учебно-методический комплекс каждого предметов, включенного в ООП.

Поколения государственных образовательных стандартов

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 кл.) 6 октября 2009 г., для основного общего образования (5-9 кл.) 17 декабря 2010 г., для среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) 17 мая 2012 г.).

Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.

Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

ФГОС НОО утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» c изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

ФГОС СОО утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта

ФК ГОС утвержден Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Требования к результатам освоения образовательных программ

Система оценивания учебных достижений

Начальная школа и Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Введение ФГОС СОО в 2020-2021 учебном году

ПИСЬМО о реализации элективных курсов

Анкета_для_родителей ФГОС СОО

Подготовка к введению ФГОС СОО

Анкета_выбор_профиля